«Культура дизайна»

1 июня 2014, 21:43

В прошлом месяце вышла книга Влада Головача «Культура дизайна». Ранее я читал предыдущую «Искусство мыть слона» о дизайне пользовательского интерфейса. И вот насколько мне не понравилась первая книга, настолько интересным было чтение «Культуры дизайна».

«Культура» очень короткая — читается легко и спокойно за вечер. Из-за того, что в ней немного страниц, количество информации на строчку тут просто зашкаливает. Книга очень плотно набита историческими фактами, которые несут мысль, что не существует отдельной истории дизайна. История дизайна — это история развития технологий, культуры, социологии, общества. Но, опять же, из-за малого объема, эти факты упоминаются почти лишь в качестве ссылок на другие источники. Нету какого-то развернутого мнения, как то или иное событие повлияло на общее развитие.

Есть один момент, который стал почти что осмыслением для меня, идущий через всю книгу и проясняющий взлгяд на непрекращающиеся споры о хорошем дизайне. Дело в том, что понятие о хорошем дизайне у каждого может представляться по-разному, но так или иначе, хороший дизайн можно поделить на три множества:
— «Дизайн чтобы богаче». Он облагороживает, придает дороговизну, накидывает огромную маржу своим присутствием.
— «Дизайн, чтобы дешевле». Прямая противоположность, он делает продукт дешевым (но не в качестве!), общедоступным и окупается на обороте, а не на высокой наценке.
— «Дизайн, чтобы лучше». Его главная цель — чтобы все работало и совершенствовалось, и цена тут совсем не на первом месте.

У всех этих свойств дизайна совершенно разные системы ценностей, разные потребители, разные задачи и методы. Вот поэтому одних шокирует миллионная стоимость ребрендинга логотипа из кружочка двух цветов, а других — то, что некоторые не брезгуют покупать вино дешевле тысячи евро.

Немного дополняет ужимку фактов таймлайн на сайте с хронологией этих событий. Но все равно этого не хватает для полноценного издания, чтобы его хотелось хранить на полке. Можно охватить лишь общую картину, чтобы понять, о каких событиях стоило бы подробнее почитать у других авторов: Нормана, Суджича и Папанека.

Выдержки:

  • «Заказчик надписи может ничего не знать о качестве набора, но если он привык видеть только хорошие надписи, он забеспокоится, если ему принесут плохую. Без этой культуры — а значит, без культурных ориентиров — он вполне может принять плохую надпись, поскольку не знает, что она плохая».
  • «Как правило, нехорошо в одной работе смешивать черты разных эпох. Не потому, что это плохо само по себе. Просто у хоть сколько-нибудь грамотных потребителей есть представление об этой эволюции, пусть фрагментарное и неосознаваемое. И когда они видят то, что слишком уж вызывающе выбивается из эволюционного течения, у них происходит когнитивный диссонанс. Этот диссонанс был нормален в 1985-1995, во время пика постмодернизма, но сейчас уже не актуален. Мой опыт показывает, что подобная дикая смесь — бич отечественного дизайна».
  • «Улучшить/сделать продукт обычно может кто угодно. А улучшить его так, чтобы цена улучшения была больше цены процесса улучшения, чтобы ценность целого стала выше цены его частей — сложная дизайнерская задача».
  • «Профессионал отличается от любителя тем, что он работает ради денег (что не отрицает удовольствия от работы). Любитель может не думать о КПД своей работы, о соотношении затраченного времени и усилий к результату. Работа же профессионала без забот о КПД очень быстро станет нерентабельной. Лучше всего — делать как можно меньше, зарабатывая как можно больше».
  • «В отличии от искусства, которое временами может развиваться и существовать в полном отрыве от общества, дизайн делают в основном для пользы других, нежели его творец, людей. Общество как раз и есть „другие люди“, так что дизайн вынужден в той или иной степени быть отражением потребностей общества. Дизайн не существует сам по себе и не развивается сам по себе».
  • «Если большую часть искусства создает только творец, то у дизайна творцов всегда два — дизайнер и его заказчик. При этом именно заказчик определяет то, когда дизайн выйдет в свет (и выйдет ли вообще). Год появления на свет выдающегося дизайна — это скорее знак того, что наконец-то появился заказчик, способный оценить и поверить в такой дизайн, нежели сам год появления дизайна».
  • «Дорогое одновременно опознается и по очень высокому качеству обработки, и по очень низкому. Подразумевается, что если что-то сработано грубо, это несомненно сделано человеком, труд которого стоит дороже труда машины и поэтому делает артефакт дизайна более ценным».
  • «Президент Обама, как известно, носит часы за 300$, что гораздо меньше стоимости часов многих офисных работников. Первому, в отличие от последних, уже не нужно демонстрировать статус».
  • «Бакелит, при всей неказистости своего цвета и текстуры, был первым чисто синтетическим материалом. Люди, зачарованные прогрессом, покупали предметы из бакелита, чтобы стать ближе к дивному новому миру науки. Из него делали даже украшения!».
  • «Надо полагать, что структурно для Samsung все равно, какие корпуса делать — у них есть ресурсы, чтобы делать любые. Другой разговор, что корейцы, не будучи носителями западной культуры, отстали на несколько десятилетий. Они никак не могут понять, зачем им делать металл.»
  • «Зелёность дизайна стала чуть ли не доминирующей тенденцией в дизайне, прежде всего в европейском. Потребителям не хочется выглядеть засранцами, загадившими родную планету, поэтому они готовы платить за природный имидж».
  • «Когда чего-то становится много и надолго, отношение к этому ухудшается — ровно до того момента, когда об этом забывают. При этом эффект маятника появляется только если начальный импульс был очень сильным; если импульс был слабым или возник очень давно, сила маятника снижается. В любом случае рано или поздно явление становится привычным и качание маятника прекращается».
  • «С практической точки зрения полезно следить не только за тем, что актуально, но и за тем, что было неактуальным достаточно долго, т. к. с большой вероятностью оно войдёт в моду снова и тот, кто угадает, когда, получит много персональной пользы».
  • «По всей видимости, невозможно сделать дизайн, начисто лишённый примет своего и только своего времени. И если это так, то любой дизайн рано или поздно теряет свой смысл».

Книга интересная и бесплатная, читайте.

Поделиться
Запинить
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное