Блог Артёма Васюхина

Круглые экраны

9 февраля 2015, 15:28

Мода на смарт-часы в самом разгаре, их делают все, кому не лень. Вон сколько всяких разных:

Только это все уже далеко не часы. Все это наручные компьютеры. От привычных часов в них осталась только форма. У некоторых круглый экран, и это так же непрактично, как и то, что у некоторых часов бывают квадратные циферблаты.

Чтобы это понять, нужно знать, почему экраны у всех компьютеров стали прямоугольными, а циферблаты у часов чаще всего круглые.

Как только люди придумали алфавит, они начали вырезать буквы на скалах. Со временем стали брать куски камней с собой, научились писать на других материалах. Доски, глина или листы бумаги были прямоугольными, потому что так было экономичнее их резать, проще хранить и переносить. Все привыкли к такому ограничению и восприятию информации. Прямоугольным стало все — картины живописцев, модульная сетка журналов, фотографии, телевизоры. Наконец, экраны компьютеров и программы в них. Прямоугольники удобно воспринимать, с ними легко работать.

У часов другая история. Самые первые часы являлись палкой, вертикольно воткнутой в землю. Тень от палки ходила по кругу и показывала время. Люди так к этому привыкли, что придумали механизм, который гоняет стрелку по циферблату. Поэтому круглая форма часов выглядит логичной и удобной к восприятию.

Носимые компьютеры и наручные часы вроде бы стоят совсем близко. Но слабая связь носимых компьютеров и часов лишь в том, что их оба носят с собой на руке. На этом схожести больше нет. На часы мы смотрим по кругу, потому что так удобнее считывать движения стрелок и сравнивать время. На прямоугольные экраны мы смотрим модульно, потому что так удобнее читать информацию: текст, списки, кнопки.

У круглого экрана нет ни одного преимущества перед прямоугольным. Интерфейс на круглом экране компьютера такой же неудобный, как и квадратный циферблат обычных часов. Но, и те, и другие пока еще прекрасно существуют. И смарт-часы будут круглыми, непрактичными и похожими на механические до тех пор, пока люди не привыкнут к настоящим носимым компьютерам.

Джонни Айв

2 февраля 2015, 10:57

Так получается, все новые книжки медленно с многомесячным опозданием. Но с Джонни Айвом можно было не торопиться. Вся история становления «легендарным дизайнером Эппл» нетороплива и без интриг, но читается интересно. Про детство Айва, первую работу, подход к созданию вещей. Самая интересная часть — это про жизнь до Эппл. Даже не так, самое интересное — про жизнь в Эппл до возвращения уволенного Джобса.

Любопытные выдержки:

  • «Джони ездил в школу за рулем маленького Fiat 500, который называл женским именем — Мейбл. В начале 1980-х годов в Великобритании многие пост-панки и готы одевались в черное, и Джони не был исключением. Прическа делала его похожим на лидера группы “The Cure” Роберта Смита, только без макияжа. Начес упирался в потолок машины, поэтому верх приходилось открывать. Учителям запомнилось, как в школьный двор въезжал ярко-оранжевый Fiat, из которого торчала копна черных волос».
  • «Прежде чем отправить проектор на второй тур национального конкурса, Джони разобрал его, чтобы почистить и отполировать, но, собирая, случайно перевернул линзу Френеля. Теперь она рассеивала свет во всех направлениях, вместо четкого изображения давая неразличимую картинку. Устройство не работало, и жюри отклонило дизайн Джони».
  • «Кстати, Джони пришел в Ньюкасл (лучший вуз Великобритании в области промышленного дизайна) довольно необычно. Он отсутствовал в первый день, потому что получал дизайнерскую премию, и этот факт удивил и немного напугал однокурсников».
  • «Чтобы привлечь и сохранить клиентуру, дизайнеры Tangerine (первое место работы Айва) старались, чтобы студия выглядела более загруженной, чем была на самом деле. Они вспомнили уловку, подсмотренную в RWG: перед визитом представителей автомобильной компании дизайнеры заехали на собственных машинах прямо в студию, накрыли их и сказали, что это секретный проект. Трюк сработал, и RWG тогда получила заказ».
  • «Руководство Apple искало звезду дизайна, полагая, что компании нужен человек с репутацией мирового класса. В начале 1988 года было организовано мировое турне по самым знаменитым дизайн-студиям. Команда Apple обратилась к модному немецкому дизайнеру швейцарского происхождения Луиджи Колани — одному из героев Джони, ставшему знаменитым благодаря эксцентричному „биодинамичному“ дизайну автомобилей, мотоциклов и бытовых товаров. После лекции в колледже дизайна Art Center в Пасадене Колани задали вопрос о будущем клавиатур, и он разразился длинной обличительной тирадой, в которой сравнивал клавиатуру с женскими ягодицами. Поскольку мужчинам нравится хватать женщин за попки, говорил он, клавиатура должна иметь разрез посередине и учитывать разные размеры рук. Чтобы проиллюстрировать свою анатомическую теорию, он нарисовал женский зад со стрелками и вручил эскиз сотруднику Apple, который был так смущен, что не хотел его брать. Эта история стала известна в центральном офисе Apple, и один из коллег принес в офис женский манекен, вставил в него клавиши и заменил клавиатуру того сотрудника. Шутка вывела из себя женщин, работавших в компании, однако идею не забыли, и компьютеры Apple вскоре были оснащены раздельными эргономичными клавиатурами».

Интересно, Айфон был не первом устройство с индексом:

  • «Apple IIc — четвертый компьютер в серии Apple IIs и первая попытка создания портативного компьютера. Буква „c“ в названии означала compact».
  • «Джони и Стив Джобс вместе гуляли по саду, который жена Стива Лорен засадила подсолнухами. Они размышляли над проблемой и импровизировали, и Джони задался вопросом, на что был бы похож iMac, если отделить экран от других компонентов и сделать его похожим на цветок подсолнечника».
  • «Дизайнеры подходили к процессу очень серьезно, однако не были лишены чувства юмора. В качестве шутки внутреннее оформление коробки для iMac G4 сделали похожим на мужские гениталии. „Там лежала “шея” компьютера и две шарообразные колонки, — вспоминает Зацгер. — Люди открывали коробку и говорили: “Что?!”“.

С недавних пор записи из блога дублируются на Медиуме. Подписывайтесь там, если Эгея чем-либо не устраивает.

Внутри Эппл

28 декабря 2014, 14:45

Чтобы не скучать пока езжу на работу, прочитал за неделю очередную уже не новую книгу об Эппл. Местами было интересно тем, что рассказывается о компании не с той стороны, к какой все привыкли. В книге расписано о внутренних процессах, насколько это возможно было разузнать в разрез со строгой секретностью. Кто чем занимается, как работают отделы логистики, каких людей берут на работу в Эппл, какие принципами руководствуется вся компания. Для руководителей и менеджеров будет полезно, если они еще книгу не читали. Хотя, может не все что написано там правда, некоторые источники не указываются и основаны на утечках и слухах.

Как и везде, где пишут про Эппл, не обходится без Джобса. В книге много историй о его ключевых решениях, цитат, да и просто моментов из жизни. «Внутри Эппл» вышла через полгода после смерти Джобса, и сейчас интересно читать, что пророчили Эппл без Стива:

  • «Скорее всего, Apple до конца так и не свыкнется с потерей Джобса. Истинная правда. Очень возможно, компания перестанет быть „безумно великой“. Это произойдет постепенно, почти незаметно. Вдруг какой-то продукт однажды перестанет радовать потребителей. Уйдет кто-то из высшего руководства, за ним другой, третий. Возникнет много сложностей, одна из них — постоянный пристальный взор остального мира, который будет неотступно следить за попытками компании сохранить успех.
  • Если Apple вдруг станет не „безумно великой“, а просто великой, люди будут разочарованы. К счастью, не все, а только самые ярые поклонники, которые всегда требовали от Apple большего. Что касается остальных, то никто не ждет от нее покорения заоблачных высот. Просто великие продукты нас устраивают, и мы еще долго будем их покупать».

Огилви о рекламе

19 ноября 2014, 19:12

Давно планировал прочитать Огилви, но все как-то откладывал. Да и потом, когда нашлось время, чтение растянулось почти на месяц, хотя книжка не толстая, а картинок в ней — на каждой второй странице.

Книга оказалась очень скучной, читай ее было интересно только лишь местами.

Огилви рассказывает о своем 30-летним опыте в собственном рекламном агенстве, о том, как все работает изнутри и как всем этим управлять. В книге достаточно историй из личного опыта с реальными клиентами, причем крупными. Если кто не знает: IBM, Rolls-Royce, Ford, Schweppes, The New York Times и много кто еще.

Еще полно примеров рекламы, несмотря на то, что она вся печатная из газет того времени (книга вышла в 1983). Поэтому фотографии по качеству печати в книги совсем плохие.

Но Огилви и не про то, как создавать красивые картинки. А про то, как устроен рекламный бизнес, про деловые отношения с клиентами. Для кого-то из его читателей это, наверное, будет большим плюсом, но я ожидал услышать больше про саму рекламу. Поэтому полезного я нашел в книге немного.

К тому же, книга достаточно старомодная, в ней описаны методы рекламы, начиная с шестидесятых. Сейчас, скорее всего, люди по-другому считывают рекламу, у нее другие способы влияния на людей. Из-за этого многие советы великого рекламщика бессмысленны и уже не актуальны.

Но, зато из книги можно понять, насколько расширилась и изменилась эта сфера сейчас. Тогда люди видели рекламу лишь в газетах и слушали по радио, теперь мы потребляем рекламу на каждом шагу везде вокруг и даже через свои личные персональные вещи. Поменялись и методы создания рекламы, и восприятие людей, их поведение и психология. Про такое было бы интересно почитать.

Хотя для цитатника тоже нашлось немало.

Про рекламщиков:

  • «Несмотря ни на какие исследования, большинство рекламщиков так никогда и не знают наверняка, способствует ли их реклама продажам продукта клиента».
  • «Некоторые копирайтеры, полагая, что рекламируемый узкоспециализированный товар покажется читателям не менее скучной вещью, чем им самим, пытаются оживить тему, вставляя в рекламу разнообразные изображения детей, животных и полуобнаженных красоток. Это большая ошибка… Копирайтеры забывают о том, что они торговцы, и пытаются быть актерами. Вместо роста продаж они стремятся к аплодисментам».

Про восприятие рекламы:

  • «Потребители подсознательно ищут в рекламе рациональное оправдание их выбора, сделанного под воздействием эмоций. Поэтому следует всегда оправдывать их ожидания и подчеркивать в коммерческих роликах (и не только в них) хотя бы одно практически полезное качество продукта».
  • «Люди выбирают не виски, они выбирают имидж. Брэнд-имидж — вот что на 90 процентов следует продавать потребителю виски».
  • «Заголовки читают в пять раз чаще, чем сам текст».
  • «Читатели в первую очередь обращают внимание на иллюстрацию, затем на заголовок и только потом — на текст. Следовательно, расставляйте все элементы печатной рекламы в таком порядке — вверху иллюстрация, под ней — заголовок, под которым размещается текст. Это соответствует нормальному типу зрительного восприятия, то есть сверху вниз. Если вы помещаете заголовок поверх иллюстрации, вы тем самым принуждаете читателей изучать вашу рекламу непривычным им образом».
  • «Гораздо больше людей обращают внимание на подписи под иллюстрациями, чем на сам текст, поэтому никогда не печатайте иллюстрации без подписей. И помните, что подписи также должны „продавать“ продукт. Самые лучшие подписи — такие, которые сами по себе кажутся мини-рекламой».

Про саму рекламу:

  • «Задача рекламы не в обращении, а скорее в укреплении и убеждении. Продажи определенного брэнда могут возрасти и без привлечения новых потребителей, а скорее благодаря укреплению связи с уже сложившимися пользователями, с теми, кто уже, хотя бы периодически, использует данный брэнд. Именно их вы должны убедить использовать ваш товар более часто».
  • «Часто говорят, что реклама способна убедить людей купить некачественные товары. Да, может — но только один раз».

Про самое важное:

  • «Вас должно волновать не сколько вы заплатите за услуги того или иного рекламного агентства, а насколько создаваемая им реклама способна повысить уровень продаж вашего товара».
  • «Наилучшим способом повысить продаваемость товара является улучшение его качества».
  • «Реклама, ничего не обещающая потребителю, абсолютно бесполезна, притом, что в подавляющем большинстве современных рекламных кампаний какие-либо обещания вообще отсутствуют по определению. (Это самое главное утверждение всей моей книги. Прочитайте его еще раз)».

Правильные СМС

4 октября 2014, 23:48

Чтобы пользоваться некоторыми приложениями на айфоне, мне нужно вводить код доступа, который приходит в СМС. Например, это нужно для регистрации в разных мессенджерах типа Телеграма и Вотсапа, банковских сервисов, двухфакторной аутентификации и много чего еще. Как это работает: заходишь в приложение, отправляешь запрос, в ответ приходит СМС с заветными циферками, вбиваешь их в приложение и получаешь доступ. Цепочка действий получается достаточно длинной.

Иногда из-за невнимательности или лени дизайнера добавляется еще пара звеньев:

Здесь смска забита чепухой из ненужных слов, а самая нужная и полезная инфомация не вмещается в стандартное уведомление. Тут плохо все: и вместо отправителя неизвестный номер, и само сообщение написано нечеловечным языком программиста, и кода не видно наполовину. Приходиться заходить в сообщения, запоминать цифры, возвращаться обратно в приложение и вводить код туда.

Все делается гораздо проще:

Тут нормально показан отправитель, и на первом месте сразу идет код. Уведомление с сообщением висит сверху достаточно долго, чтобы не запоминать цифры, а сразу вводить его в открытом приложении. Эту смс даже не нужно открывать, все и так понятно! Придраться можно лишь к транслиту, век пейджеров давно уже прошел.

В СМС-уведомлениях сама важная информация (коды доступа, номер подъезжающего такси, дата доставки посылки) должна быть на первом месте.

Напоследок небольшой лайфхак: когда пишите сообщение, начинайте сразу по делу, это сэкономит время вашим собеседникам.

Remote: Офис не обязателен

14 июня 2014, 21:26

Еще одна книжка от известных 37сигналс (сейчас уже переименовавшихся в Бейскемп). Как и прошлые издания, посвещена бизнесу и управлению проектами.

Также как и всегда, книга — набор советов, которые авторы выделили для себя, когда начинали компанию и продолжили ее. Они также просят не принимать все написанное в книге за непоколебимую истину. Говоря что им это помогло, они не дают гарантии, что это поможет другим. Из такого предисловия понятно, что парни хотя бы не врут и не выдвигают свою книгу за панецею.

В книге нету манифеста или протеста. Упоминание о том, что офис всего лишь может быть необязательным, а не подлежит полному избавлению говорит о том, что книга не хочет распугать свою потенциальную аудиторию — тех динозавров, кто вообще ни разу не слышал об удаленной работе либо начинающих, которые только лишь присматриваются к ней.

Из недостатков можно отнести слишком навязчивое желание показать, что удаленный офис стоит попробовать, даже не до конца разобравшись, какую пользу можно получить от этого. Слишком много советов в духе «попробуйте поработать два дня в неделю из дома, и вы заметите, что все изменится», к которым в десятый раз подряд относишься уже скептически, будто чувствуется желание насильно впарить читателю эту идею.

На самом деле книга вышла с опозданием, наверное, в год или больше. В ней объясняются плюсы удаленного офиса, даются советы для решения проблем по переходу на такой способ управления. Все, о чем там написано уже практикуется тысячами компаниями, даже если сами они об этом не догадываются. Так что ничего нового в этой книге нету. Те, кто уже работает удаленно и так все это знают. Те, для кого книга станет открытием года, удивляют, почему их бизнес до сих пор еще процветает.

Некоторые полезные цитаты, чтобы понять, что пытаются нам донести:

  • «У компаний, успешно выстроивших удаленную работу, отпадает необходимость в жестком рабочем графике. Особенно это важно в случае решения творческих задач. Если у вас нет вдохновения, вряд ли его можно вызвать принудительно. Лучше всего в таких случаях — если, конечно, вы не обязаны проводить именно это время, общаясь с коллегами, — на время отвлечься от работы и вернуться к ней, когда мозги вновь заработают на полную катушку»
  • «Новая роскошь — это роскошь обладания свободой и распоряжения своим временем. Стоит вам распробовать вкус такой жизни, и уже никакой угловой кабинет или модный шеф-повар не смогут заставить вас от нее отказаться»
  • «Раскроем секрет: если кто-то хочет играть или сидеть в интернете, он вполне может делать это и на своем рабочем месте в офисе»
  • «Если вы не можете позволить своим сотрудникам работать дома из страха, что они без вашего пригляда будут лениться, то вы нянька, а не руководитель. И тогда вам действительно стоит задуматься не об удаленной работе, а о других проблемах»
  • «Для многих быть руководителем означает обладать таким же контролем над людьми. Это часть их личности. Таким альфа-самцам (и самкам) необходимо в буквальном смысле видеть своих прямых подчиненных. Они думают: если я их вижу, значит, могу контролировать»
  • «Мотивацию нельзя искусственно увеличить при помощи правильных трюков. Считайте ее барометром качества работы и рабочей среды. Если мотивация сотрудников снижается, возможно, работа плохо определена, или кажется им бессмысленной, или остальные члены команды используются в качестве инструментов»
  • «Одним из неочевидных преимуществ найма удаленных сотрудников служит мерило их оценки. Это сама работа. Если вы не видите человека постоянно, единственное, что вам остается оценивать, — качество его работы»

Про Ай-ОС 8

3 июня 2014, 8:54

Вчера на ВВДС представили Ай-ОС 8 с ее новыми фичами.

Не буду рассуждать, что стоило бы сделать Эппл иначе, а что оказалось лишним — ее анонсировали такой, какой она будет. Но на примере этих будущих возможностей стало видно, на что система стала ориентироваться, какая коммуникация теперь важнее и куда все движется.

В прошлых Ай-ОС, да и во всем интернете был настоящий бум шаринга. В пятой версии в систему интегрировали твиттер, в шестой — фейсбук, а позже подтянули остальное. Все как дети стали делиться всем подряд: ссылками, статьями, лайками, фотками, едой, чекинами, селфи. Просто рай для подростков с дефицитом внимания.

Теперь же это всем надоедает. Делиться своей жизнью стали неохотно, по крайней мере, не со всеми. Аппстор наводнили приватные мессенджеры, большую роль стало играть осмысление важности конфиденциальности в сети. Люди выросли и стали семейными, им больше нравится рассказывать о чем-либо своим близким, чем анонимам из сети. Им интереснее стало следить за собой, за своим здоровьем, финансами, чем за чужими статусами.

Эппл это почувствовали больше других. Они переработали личные фотографии, сообщения, придумали семейный шаринг и сделали разделение друзей из интерента и родных, доказав, что устройства на Ай-ОС стали настоящими семейными гаджетами. С новыми возможностями Ай-ОС все больше людей захотят приобрести своему кругу близких кусочек этой экосистемы, сделать свою домашнюю зону комфорта.

Культ публичности сменяется культом персонализации.

«Культура дизайна»

1 июня 2014, 21:43

В прошлом месяце вышла книга Влада Головача «Культура дизайна». Ранее я читал предыдущую «Искусство мыть слона» о дизайне пользовательского интерфейса. И вот насколько мне не понравилась первая книга, настолько интересным было чтение «Культуры дизайна».

«Культура» очень короткая — читается легко и спокойно за вечер. Из-за того, что в ней немного страниц, количество информации на строчку тут просто зашкаливает. Книга очень плотно набита историческими фактами, которые несут мысль, что не существует отдельной истории дизайна. История дизайна — это история развития технологий, культуры, социологии, общества. Но, опять же, из-за малого объема, эти факты упоминаются почти лишь в качестве ссылок на другие источники. Нету какого-то развернутого мнения, как то или иное событие повлияло на общее развитие.

Есть один момент, который стал почти что осмыслением для меня, идущий через всю книгу и проясняющий взлгяд на непрекращающиеся споры о хорошем дизайне. Дело в том, что понятие о хорошем дизайне у каждого может представляться по-разному, но так или иначе, хороший дизайн можно поделить на три множества:
— «Дизайн чтобы богаче». Он облагороживает, придает дороговизну, накидывает огромную маржу своим присутствием.
— «Дизайн, чтобы дешевле». Прямая противоположность, он делает продукт дешевым (но не в качестве!), общедоступным и окупается на обороте, а не на высокой наценке.
— «Дизайн, чтобы лучше». Его главная цель — чтобы все работало и совершенствовалось, и цена тут совсем не на первом месте.

У всех этих свойств дизайна совершенно разные системы ценностей, разные потребители, разные задачи и методы. Вот поэтому одних шокирует миллионная стоимость ребрендинга логотипа из кружочка двух цветов, а других — то, что некоторые не брезгуют покупать вино дешевле тысячи евро.

Немного дополняет ужимку фактов таймлайн на сайте с хронологией этих событий. Но все равно этого не хватает для полноценного издания, чтобы его хотелось хранить на полке. Можно охватить лишь общую картину, чтобы понять, о каких событиях стоило бы подробнее почитать у других авторов: Нормана, Суджича и Папанека.

Выдержки:

  • «Заказчик надписи может ничего не знать о качестве набора, но если он привык видеть только хорошие надписи, он забеспокоится, если ему принесут плохую. Без этой культуры — а значит, без культурных ориентиров — он вполне может принять плохую надпись, поскольку не знает, что она плохая».
  • «Как правило, нехорошо в одной работе смешивать черты разных эпох. Не потому, что это плохо само по себе. Просто у хоть сколько-нибудь грамотных потребителей есть представление об этой эволюции, пусть фрагментарное и неосознаваемое. И когда они видят то, что слишком уж вызывающе выбивается из эволюционного течения, у них происходит когнитивный диссонанс. Этот диссонанс был нормален в 1985-1995, во время пика постмодернизма, но сейчас уже не актуален. Мой опыт показывает, что подобная дикая смесь — бич отечественного дизайна».
  • «Улучшить/сделать продукт обычно может кто угодно. А улучшить его так, чтобы цена улучшения была больше цены процесса улучшения, чтобы ценность целого стала выше цены его частей — сложная дизайнерская задача».
  • «Профессионал отличается от любителя тем, что он работает ради денег (что не отрицает удовольствия от работы). Любитель может не думать о КПД своей работы, о соотношении затраченного времени и усилий к результату. Работа же профессионала без забот о КПД очень быстро станет нерентабельной. Лучше всего — делать как можно меньше, зарабатывая как можно больше».
  • «В отличии от искусства, которое временами может развиваться и существовать в полном отрыве от общества, дизайн делают в основном для пользы других, нежели его творец, людей. Общество как раз и есть „другие люди“, так что дизайн вынужден в той или иной степени быть отражением потребностей общества. Дизайн не существует сам по себе и не развивается сам по себе».
  • «Если большую часть искусства создает только творец, то у дизайна творцов всегда два — дизайнер и его заказчик. При этом именно заказчик определяет то, когда дизайн выйдет в свет (и выйдет ли вообще). Год появления на свет выдающегося дизайна — это скорее знак того, что наконец-то появился заказчик, способный оценить и поверить в такой дизайн, нежели сам год появления дизайна».
  • «Дорогое одновременно опознается и по очень высокому качеству обработки, и по очень низкому. Подразумевается, что если что-то сработано грубо, это несомненно сделано человеком, труд которого стоит дороже труда машины и поэтому делает артефакт дизайна более ценным».
  • «Президент Обама, как известно, носит часы за 300$, что гораздо меньше стоимости часов многих офисных работников. Первому, в отличие от последних, уже не нужно демонстрировать статус».
  • «Бакелит, при всей неказистости своего цвета и текстуры, был первым чисто синтетическим материалом. Люди, зачарованные прогрессом, покупали предметы из бакелита, чтобы стать ближе к дивному новому миру науки. Из него делали даже украшения!».
  • «Надо полагать, что структурно для Samsung все равно, какие корпуса делать — у них есть ресурсы, чтобы делать любые. Другой разговор, что корейцы, не будучи носителями западной культуры, отстали на несколько десятилетий. Они никак не могут понять, зачем им делать металл.»
  • «Зелёность дизайна стала чуть ли не доминирующей тенденцией в дизайне, прежде всего в европейском. Потребителям не хочется выглядеть засранцами, загадившими родную планету, поэтому они готовы платить за природный имидж».
  • «Когда чего-то становится много и надолго, отношение к этому ухудшается — ровно до того момента, когда об этом забывают. При этом эффект маятника появляется только если начальный импульс был очень сильным; если импульс был слабым или возник очень давно, сила маятника снижается. В любом случае рано или поздно явление становится привычным и качание маятника прекращается».
  • «С практической точки зрения полезно следить не только за тем, что актуально, но и за тем, что было неактуальным достаточно долго, т. к. с большой вероятностью оно войдёт в моду снова и тот, кто угадает, когда, получит много персональной пользы».
  • «По всей видимости, невозможно сделать дизайн, начисто лишённый примет своего и только своего времени. И если это так, то любой дизайн рано или поздно теряет свой смысл».

Книга интересная и бесплатная, читайте.

Шоколад «Тоблерон»

29 апреля 2014, 20:53

Одна из крутых марок шоколада — это швейцарский Тоблерон. Но не только потому что он вкусный. Есть еще пара интересных деталей.

Во-первых, шоколадка лежит в клевой упаковке-пирамидке.

Из-за такой упаковки название шоколада написано большими буквами по всей длине, его сразу видно среди других плиток. Она из плотного картона, открывается и закрывается сбоку, в отличиие от других упаковок, где не знаешь, что делать с этим развернутым кульком из бумаги и фольги.

Говорят, такая форма отсылает к швейцарским Альпам, а если посмотреть в википедии — к горе Маттерхорн, у подножья которой в городе Берн была кондитерская Жана Тоблера. С боку на упаковке нарисован логотип в виде этой самой горы. Видите там медведя?

Внутри кусочки шоколада выглядят как горные вершины.

Их очень удобно отламывать одной рукой, не пачкая книгу, когда читаешь, например. На самих кусочках есть тиснение надписи марки, по одной букве на каждом ломтике. Берешь один такой, смотришь и думаешь: «Так, буква “R”. Значит, больше половины уже съел, ого».

ST†FF: окончание

14 апреля 2014, 1:16

Полгода ничего не писал в блог, ого. Накопилось много разного, и пока готовятся черновики, расскажу про другие упражнения из курса «Стафф». После Нового года программа внезапно свернулась, и завершить курс до конца не получилось :-(

Из того что успел:

Упражнение по динамике в композиции
Нужно было создать из подручных предметов композицию трех видов: предметы равномерно заполняют пространство, упорядоченные предметы между собой и композицию в динамике. Сфотографировать и из трех картинок сделать книжный разворот:

Геометрия и буквенная контрформа
Это задание заключалось в создании контрформ из букв и простых геометрических фигур. Тут все просто. В процессе приходит понимание, что буквы — это и есть фигуры и линии, ими можно оперировать как фрагментами на полотне, они имеют форму и вес:

Абстрактное портретирование средствами типографической контрформы
Немного расширенное предыдущее задание. Из контрформ составляется абстрактная композиция — буквы режутся на куски и перемешиваются, приходится думать над формой и композицей.

Копирование швейцарского плаката
Самое интересное и кропотливое упражнение. Его суть — в точном копировании плаката швейцарского модерниста Йозефа Мюллер-Брокмана «Бетховен». Пока делаешь это задание, проникаешься историей крутого швейцарского дизайна, подглядываешь приемы мастеров, угадываешь принципы работы, узнаешь, почему круги именно такого размера, почему такой кегль, почему такая верстка: все ответы лежат на поверхности. Кстати, для любых новичков самое полезное начинание — это точное копирование чужих крутых работ. Повышение уровня на ступеньку вверх гарантировано.

Сборник работ Брокмана выложен на фликре, можно залипнуть на час.

Творческая фотографика
Эксперименты со светом и бумагой. Задача стояла вырезать в листах бумаги фигуры и сложить абстрактную композицию с помощью проекции света. Первый подход провалился: сначала я делал композицию на компьютере, чтобы все рассчитать и потом аккуратно вырезать что нужно. Но на деле оказалось, что это совсем разные вещи, разное взаимодействие с формой. Вырезание дырок в бумаге дает гораздо больше, чем расчеты на компьютере. Представление о форме рождается только при соприкосновении с ней. После вечера изрезанных листов и экспериментами с освещением у меня получилось.

Творческа абстрактная композиция из цветной бумаги
В этом упражнении, чтобы передать динамику, к формам и размерам добавляются цвета. Я склеил такой постер:

Упор на цвета не такой сильный (кроме контраста с фоном), но придумать за пару часов что-то лучше я не додумался.

Курс был пилотным и экспериментальным, поэтому программа неожиданно закончилась, хотя должна была продолжаться еще пару месяцев. Уверен, что в следующих занятиях я бы открыл для себя еще что-нибудь интересное. К такой практике лично мне не хватало лишь какой-нибудь теории дизайна или истории искусства, но, вроде как, у программы было другое предназначение — попробовать ремесло на ощупь.

Ctrl + ↓ Ранее